стажировка
Методика Александрова С.А.
"Как организовать эффективную систему стажировки продавцов мебели"
Содержание:
  1. Что необходимо заложить новичку в первый день стажировки
  2. Как избежать хаоса при организации стажировки
  3. 2 установки, которые мешают успешному прохождению стажировки
    • Установки стажеров, негативно влияющие на стажировку и продажи
    • Установки руководителей, негативно влияющие на стажировку и продажи
    • Ошибки в организации процесса стажировки
  4. Как превратить стажера в профессионала за один месяц
  5. Курс «Из Стажера в Асы мебельных продаж за один месяц»
  6. Этапы стажировки
  7. Первый этап (длительность: 1 рабочий день, 8 часов)
    • Результаты первого этапа Стажировки
  8. Второй этап (длительность: 5 рабочих дней по 8 часов)
    • Основные задачи второго этапа стажировки
    • Результаты второго этапа
  9. Третий этап (длительность: 11 рабочих дней по графику магазина, например, с 10:00 до 20:00, 2 через 2, в дни работы Наставника)
    • Основные задачи третьего этапа стажировки
    • Результаты третьего этапа
  10. Аттестация как форма контроля обучения стажеров
  11. Что делать после завершения стажировки
Современная модель потребления в мебельной рознице кардинально отличается от той, что имела место еще 5–10 лет назад. Люди сегодня не спешат с окончательным решением. Фраза «я подумаю» стала для посетителей мебельных магазинов дежурной.
Удивительно, но большинство представителей отрасли упорно отказывается пересматривать привычные методы работы. В частности, они и не думают менять подход к обучению сотрудников.
«Всегда работало, и сейчас сработает», – убеждают они сами себя.

К сожалению, не сработает.
  • Если продавец-консультант ждет, пока покупатель сам подойдет к нему, вы теряете прибыль.
  • Если продавец-консультант ленится брать контактные данные у «покупателей-сквозняков», вы теряете прибыль.
  • Если продавец-консультант не способен выстроить коммуникацию со сложным клиентом, вы теряете прибыль.
Но как же собрать команду мечты, сплошь состоящую из мастеров своего дела? На рынке труда по-настоящему сильных продавцов днем с огнем не сыскать – руководители крепко держатся за таких людей. Приходится брать новичков или продавцов с минимальным опытом и обучать их, начиная буквально с азов.

При этом сразу возникают опасения, что:
  • кандидат передумает через несколько дней после начала стажировки и просто уйдет;
  • обученный вами продавец сразу пополнит ряды компании-конкурента;
  • успешно прошедший стажировку человек не будет демонстрировать ожидаемых результатов в «боевых» условиях.
Полностью исключить подобные риски невозможно, но свести их к минимуму вы просто обязаны. И первым делом следует позаботиться о том, чтобы ваш подход к организации стажировки отвечал современным требованиям. Давайте поподробнее разберем, о чем идет речь.
Что необходимо заложить новичку в первый день стажировки
Продажи во многом схожи со спортом – без слаженного коллектива больших побед не добиться. Но этого недостаточно для получения стабильных результатов.
Начинать учить новичка документообороту и ассортименту бессмысленно, если он не понимает свое место в структуре компании, обязанности, кому ему можно задавать вопросы, когда он что-то забыл.

А еще он должен проникнуться духом компании, ее корпоративной культурой, без этого ни он вам не нужен, ни вы ему.

И самое важное. Помните, первый день стажировки – это день проверки новичка: нужно ли его обучать дальше или стоит в конце дня расстаться и не тратить более на него силы.
Как избежать хаоса при организации стажировки
Отсутствие четких инструкций порождает хаос.

На начальном этапе обучения наставник должен обращать внимание на каждый нюанс: начиная от внешнего вида стажера, его открытости к обучению и принятию ваших корпоративных стандартов и заканчивая тем, не забывает ли тот выключить свой компьютер после окончания рабочего дня.

В нашей компании мы сразу даем новичкам прочитать «Фирменные стандарты компании ММКЦ», которые позволяют задать правильный тон, настроить на нашу корпоративную культуру.
2 установки, которые мешают успешному прохождению стажировки
И здесь мы подходим к основному моменту. Проведение стажировки связано с целым рядом неправильных установок продавцов и руководителей и ошибок в организации процесса Стажировки.

Установки стажеров, негативно влияющие на стажировку и продажи

  • Работать продавцом – это непрестижно.
  • Не стоит проявлять чрезмерную инициативу и идти на контакт с посетителем – кому надо, тот сам подойдет.
  • Необходимо досконально изучить каждое наименование в каталоге, и только тогда начинать общаться с покупателями (не хочет показаться «дураком»).
  • Нехорошо быть навязчивым, поэтому неудобно посетителя торговой точки стимулировать на покупку.
Установки руководителей, негативно влияющие на стажировку и продажи

  • Продавать – это талант, и превратить среднего продавца в звезду не выйдет при всем желании. Вот бы переманить кого-то ….
  • Если стажер хочет, то сам во всем разберется, «вот как я когда-то».
  • Достаточно предложить новичку проценты с продаж, и тот горы свернет, типа «волка ноги кормят».
  • «Я его обучу, а он уйдет» (лучше бы вы задали себе вопрос: «А что будет, если я его НЕ обучу, а он останется?!».
Ошибки в организации процесса стажировки

  • Новичков заставляют целыми днями учить ассортимент, не давая возможности развивать навык работы с клиентом. В результате получают «подавцов» и «сторожей» торговых точек, и все равно не все знающих.
  • Стажеров учат использовать программное обеспечение и создавать дизайн-проекты, а не продавать!
  • Руководители хотят видеть в своей команде продвинутых специалистов, но в то же время используют устаревшие методы обучения.
  • Игнорируется одна их характеристик Новой Мебельной Реальности (в терминологии Александрова С. А.) – долгий цикл принятия решения и отложенный спрос, поэтому до сих пор продавцов не учат брать наработки, делать звонки, составлять портрет клиента, пользоваться CRM-системой.
Все это объясняется плохими кадрами, но активные действия предпринимают единицы руководителей. Если вы хотите быть в их числе, от устаревших методов нужно отказываться прямо сейчас.
Ваши ПРОБЛЕМЫ, а есть ли РЕШЕНИЯ?
20 нерешенных проблем и неправильных установок

Проблемы в процессе стажировки
  • Стажеры "срываются" с учебы через 2-3 дня
  • Стажеры заканчивают учебу и уходят в другие компании
  • Вы понимаете, что Стажер вам не подходит, зря учили и тратили на него время и деньги компании
  • Стажеры становятся продавцами, но так и не выходят на плановые показатели продаж
  • Видим, что идет потеря продаж, но сложно/боязно уволить Стажера-нового продавца, так как не факт, что найдешь лучше
  • Нового продавца "вытесняет" старый коллектив. При этом часто так происходит с перспективными новичками

Установки новичков, негативно влияющие на Стажировку и продажи.
  • Непрестижно, «стыдно» работать продавцом
  • Нехорошо быть навязчивым
  • Не подходит к покупателям, пока не убедится, что может ответить на все вопросы (не хочет показаться «дураком»)
  • Неудобно «попросить» деньги у покупателя, стимулировать на покупку

Установки руководителей, негативно влияющие на стажировку и продажи.

  • Продавать - это талант
  • «Звезды» нужны, тогда будут прожажи
  • Мотивирует продавцов «бабло», % от продаж
  • Стажер/продавец сам должен все прочитать, узнать, понять …
  • Я его обучу, а он уйдет …

Неправильная организация процесса обучения Стажеров
  • Хотят продвинутых, а учат старыми способами (техничками, бумажными инструкциями)
  • Не учет отложенного спроса - надо учить CRM , брать наработки, делать звонки
  • Учат в первую очередь ассортименту - получают пОдавцов и «сторожей»
  • Учат ПО и дизайн-проектам, а не коммуникации с Клиентом. Красиво и аккуратно, но нет продаж

Неучет новой ситуации на рынке

  • Отложенный спрос – надо учить активным продажам. Новая парадигма:
    • надо учить составлять «портрет» Клиента, вести CRM,
    • брать наработки,
    • вести переписку по email,
    • делать исходящие звонки по наработкам + по заявкам с сайта,
    • принимать входящие звонки по рекламе и отрабатывать по алгоритмам продаж
Как решаете сейчас вы:


  1. Даете сразу учить МНОГО материала, загружаете информацией.
  2. Учите сначала документооборот, ассортименту..а ПОТОМ продажам.
  3. Отсутствие наставника... кто-то там чему-то учит НОВИЧКА.
  4. Организуете стажировку в том салоне, в котором предстоит работать Стажеру после стажировки.
  5. Отсутствие оценки знаний, умений и навыков на протяжении стажировки.
  6. Держите «сторожей» своих салонов.
  7. Отсутствие передовых технологий в обучении взрослых людей (по техническим каталогам и «бумажкам»).

Как предлагаем мы:

  1. Разрабатываем 3-х ступенчатый процесс Стажировки, который позволяет быстро – уже в 1 день, отсеять ненужных нам «пОдавцов» мебели.
  2. Выводим Стажера со 2-го дня Стажировки работать с покупателями.
  3. С перового дня Стажировки учим ПРОДАЖАМ.
  4. Процесс контролируется с первых дней Наставником и Руководителем.
  5. Разрабатываем электронные курсы, учитывающие особенности обучения взрослых людей.
  6. Порционная подача информации
  7. Учим гордиться профессией
  8. Учитываем отложенный спрос
  9. Организовываем ежедневную оценку Стажера на протяжении всего процесса Стажировки.
Как превратить стажера в профессионала за один месяц
Если вы сомневаетесь, что сумеете осуществить столь резкий разворот самостоятельно, просто возьмите за основу готовый пакет документов по организации стажировки.

В пакет включены все необходимые материалы для проведения стажировки кандидата и вывода его на плановые показатели продаж за 1 месяц:

  • план трехэтапной стажировки на 30 дней с почасовым описанием мероприятий для обучения новичка в 2 вариантах: с 3D проектированием (56 страниц) и без него (51 страница);
  • рабочая тетрадь стажера (47 страниц);
  • документ «Фотография рабочего дня стажера»;
  • бланк наработок;
  • аттестационный лист;
  • чек-листы и еще ряд полезных документов.
Всего более 110 страниц подробно описанных документов.
Курс «Из Стажера в Асы мебельных продаж за один месяц»
Если вы хотите погрузиться в тему глубже, рекомендую пройти курс для руководителей по организации системы обучения «Из Стажера в Асы мебельных продаж за один месяц». Представленная в данном курсе стратегия развития новых сотрудников имеет ряд отличительных черт:

  • профнепригодные кандидаты отсеиваются уже в первый день;
  • с первого же дня начинается обучение стажера продажам;
  • со второго дня стажер начинает работать с покупателями в качестве промоутера;
  • процесс обучения с самого начала контролируется наставником и руководителем (в пакете документов по Стажировке есть бланк оценки и сценарий выдачи обратной связи новичку);
  • информация подается небольшими порциями;
  • используются специальные электронные курсы, учитывающие особенности обучения взрослых людей;
  • ломается стереотип о том, что продавцом работать стыдно – стажеров учат гордиться своей профессией;
  • организуется ежедневная оценка достижений кандидата;
  • учитывается специфика поведения современных покупателей – делается акцент на работе с отложенным спросом.
Отдельного внимания заслуживает то, как реализовано деление программы обучения на этапы. Поскольку на все про все отводится 30 календарных (17 рабочих) дней, загрузка стажера сравнима с загрузкой штатного продавца. Естественно, с поправкой на то, что мы имеем дело с новичком.
Этапы стажировки
Подбор кадров можно сравнить с добычей золота – самородки встречаются редко, а в их поисках приходится просеивать тонны песка, но результат того стоит
Сразу оговорюсь, что даже самая продвинутая система стажировки не отменяет предварительной работы по отсеву откровенно профнепригодных кандидатов. Так что работу HR-специалиста можно рассматривать в качестве подготовительного этапа.

Но перейдем непосредственно к стажировке.
Первый этап (длительность: 1 рабочий день, 8 часов)
Цели первого этапа:

  1. Отсеять профнепригодных Стажеров (невозможно полностью оценить кандидатов на собеседовании, поэтому нужна еще дополнительная оценка).
  2. Замотивировать к работе в Компании перспективных Стажеров.
  3. Подготовить стажера к работе в качестве промоутера в присутствии Наставника.
Что можно понять о потенциале кандидата за 1 день? Практически все. Если человек по-настоящему замотивирован, он сделает все, чтобы сразу продемонстрировать свои сильные стороны.

Конечно, вы не можете тут же бросить зеленого новичка в самое пекло, нагрузив задачами штатных продавцов. Но даже по работе стажера «в тылу» с мелкими поручениями быстро сложится его детальный портрет как сотрудника. Дьявол, как известно, кроется в деталях.

Бизнес-тренер ММКЦ Наталия Водянова комментирует этот момент:
«Грамотный наставник не упускает ни единого нюанса. Выглаженная рубашка, начищенная обувь, аккуратно прикрепленный бейдж – это мелкие элементы, из которых складывается мозаика. Манера общения, умение выразить свою мысль, реакция на замечания наставника – также крайне важные моменты.

Любопытно, что порой стажеры уходят после банальной просьбы привести в порядок торговую точку (протереть от пыли зеркала и фасады, расправить покрывала и тому подобное). Такое развитие событий свидетельствует только об одном – человек элементарно не понимает, что облик магазина прямо коррелирует с его возможным доходом. Держаться за таких кандидатов нет никакого смысла.

Разумеется, если новичок прикладывает максимум усилий и демонстрирует желание развиваться, с мелкими недочетами в его работе вполне можно смириться».
Первый этап стажировки отличается невероятно плотным графиком – это позволяет отсеять случайных людей и одновременно вовлечь мотивированных кандидатов
В первую очередь, вы должны принять тот факт, что отсев части кандидатов в течение стажировки – естественный и необходимый процесс. Пытаться перевоспитать взрослого человека и превратить его в идеального сотрудника – это утопия. Так что, если вы видите, что взгляды кандидата расходятся с вашими, лучше расстаться сразу. Так вы минимизируете ущерб для обеих сторон.

Отмечу, что на ранних этапах обучения особенно важна постоянная и конструктивная обратная реакция от наставника. Если стажер делает что-то неправильно, ему нужно не только указать на это, но и помочь исправить ошибки. В идеале у новичка должна быть при себе памятка, чтобы он всегда знал, к кому лучше обратиться с конкретным вопросом.
Значение первого дня необходимо рассматривать и с обратной стороны. Чтобы не упустить перспективного сотрудника, вы должны найти с ним точки соприкосновения как можно скорее.

Не всегда вопрос упирается в деньги. Часто подающие надежды продавцы «срываются» со стажировки, потому что не чувствуют себя комфортно в коллективе – другие сотрудники видят в новичке конкурента и всячески препятствуют «акклиматизации».

Еще одна распространенная проблема – человек идентифицирует себя как «всего лишь продавца». Очевидно, с такой психологической установкой превратиться в звезду мебельных продаж не получится. Поэтому наставник и руководитель должны ломать этот стереотип с первого дня обучения.

Результаты первого этапа Стажировки

  • Увольнение профнепригодных кандидатов.
  • Перевод успешно прошедших первый этап стажеров на второй.
  • Заключение с продолжающими стажировку кандидатами ученического договора или договора подряда.
Второй этап (длительность: 5 рабочих дней по 8 часов)
Цель второго этапа:

Получить навыки общения с клиентами:

  • в торговом зале,
  • по телефону на входящих звонках,
  • работе в CRM.
Со второго этапа начинается полное погружение в профессию. Параллельно с изучением ассортимента стажеры отрабатывают под контролем наставника техники продаж. Главное здесь соблюдать баланс.

Слово нашему бизнес-тренеру Наталии Водяновой:
«Не стоит заваливать стажера чрезмерным объемом информации. Изучение ассортимента, к примеру, не должно происходить в авральном режиме. Начните с основных товарных позиций (ТОП 5–10 товарных групп или коллекций), а затем планомерно расширяйте список.

Параллельно проводите обучение ключевым техникам продаж. Важный момент: в течение дня должна изучаться только одна техника. Иначе вы окажетесь в неприятной ситуации: человек вроде бы знает много, но на практике ничего толком применить не может.
В рамках второго этапа обучения стажер становится более независимым, однако необходимость контроля со стороны наставника это не отменяет
Будьте последовательны и терпеливы, не ставьте перед стажерами невыполнимых задач. Вот примерный список того, что в идеале должен знать кандидат в конце второго этапа:

  • Материалы и комплектующие, по крайней мере для всех основных наименований.
  • Физико-технические свойства материалов (углубляться в дебри материаловедения продавцу не нужно, достаточно знать основы).
  • Дизайнерские особенности товара, в частности, цветовую гамму.
  • Габаритные размеры различных моделей и диапазон их изменения.
  • Количество ножек, дверей, полок секций.
  • Работу механизмов.
  • Техники установления контакта с любым типом покупателя, брать наработки, отвечать на входящие звонки по правильному алгоритму, работать в CRM.
Естественно, все и сразу запомнить нереально, поэтому наставник должен правильно расставить приоритеты и подготовить к аттестации после прохождения 2-го этапа Стажировки.

Повторим.
Основные задачи второго этапа стажировки
  • Научить стажера эффективно устанавливать контакт с покупателем.
  • Дать кандидату всю необходимую информацию об ассортименте магазина.
  • Отработать до автоматизма основные техники продаж.
  • Научить стажера коммуницировать с клиентами не только лично, но и по телефону на входящих звонках (телефонные переговоры – отдельный жанр в продажах).

Результаты второго этапа

  • Перевод успешно прошедших второй этап стажеров (это покажет аттестация, для подготовки к ней можно дать еще 1 день) на третий.
  • Подготовленный для продаж основных коллекций стажер.
  • Увольнение кандидатов, которые вам не подходят.
Третий этап (длительность: 11 рабочих дней по графику магазина, например, с 10:00 до 20:00, 2 через 2, в дни работы Наставника)
Цель третьего этапа:

Вывести Стажера на должность продавца первой категории с соответствующими плановыми показателями.

К этому моменту, как правило, лишних людей среди стажеров уже не остается, что значительно облегчает работу наставника и руководителя. Начинается подготовка в режиме, максимально приближенном к штатному.

Учить стажеров работать с программами для моделирования и прочим сложным софтом следует начинать именно на данном этапе. Вновь предоставлю слово бизнес-тренеру ММКЦ Наталии Водяновой:
«Навыки дизайнера и презентатора, несомненно, важны для продавца. Но фундаментом все-таки служит умение работать с клиентом, а не с товаром. Именно на коммуникацию продавца с клиентом должен делать упор наставник.

Также на третьем этапе обучения важно предоставить стажеру достаточную свободу действий. Душить инициативу талантливых кандидатов нельзя ни в коем случае. Просто ее следует направлять в нужное русло».
В рамках третьего этапа обучения стажер постепенно превращается в независимую «боевую единицу» магазина.
Отмечу, что грамотная организация стажировки сглаживает негативный эффект от ухода перспективного кандидата. С первого дня стажер приносит пользу компании: работает промоутером, берет наработки, подстраховывает на входящих звонках. Какая-никакая, но компенсация за потраченные наставником и руководителем силы и время.
Основные задачи третьего этапа стажировки
  • Завершить процесс адаптации новичка в коллективе.
  • Вывести стажера на должность продавца первой категории с соответствующими плановыми показателями.

Результаты третьего этапа

  • Стажер подготовлен к самостоятельной работе с покупателями и эффективным продажам (выполнению минимального плана продаж).
  • Стажер становится постоянным членом команды, происходит его оформление по ТК РФ.
Аттестация как форма контроля обучения стажеров
Аттестацией завершается каждый из трех этапов стажировки (на календаре дни аттестации выделены красным)
В течение всего обучения наставник должен на ежедневной основе контролировать достижения стажера. По завершении каждого из трех этапов обучения проводится аттестация – своего рода контрольная работа, позволяющая оценить степень усвоения кандидатом необходимых для успешной работы знаний.
Что делать после завершения стажировки
Необходимо понимать, что даже самый талантливый кандидат никогда выйдет на свои максимально возможные показатели сразу после окончания стажировки.

Вывод продавца на плановые показатели обычно занимает от 3 месяцев. В торговых точках с мебелью на заказ и внушительным ассортиментом процесс адаптации порой растягивается до полугода.

Используя нашу систему Стажировки вы добьетесь от новичков результатов раньше. Соответственно, перестанете терять деньги и бояться менять персонал, думая, что трудно будет найти замену.

Грамотно организованная стажировка – это фундамент, но не гарантия успешной работы сотрудника на годы вперед. Важно оказывать всестороннюю поддержку новичку не только в первые месяцы (хотя и это делается нечасто), но и далее. Продавцы должны постоянно пополнять багаж знаний в профильной области и совершенствовать свои навыки, для этого периодически их надо обучать. О системе обучении персонала прочитайте книгу «Подготовка звезд продаж на потоке. Просто об обучении продажам мебели».